- ИМПРЕССИОНИЗМ
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (франц. impressionnisme, от impression впечатление), направление в искусстве последней трети XIX начале XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860 начала 1870‑х гг. (название возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце»). Применительно к литературе И. рассматривается широко как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, и узко как течение с определённым методом и тяготевшим к декадентству мироощущением, сложившееся на рубеже XIXXX вв.
Признаки «импрессионистического стиля» отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого свое скрытое единство и связь. В качестве особого стиля И. с его принципом ценности «первого впечатления» давал возможность вести повествование через такие, как бы схваченные наугад детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей «боковой» правдой (см. Ассоциативный образ) сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художественной идее неожиданную разветвленность и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, И. не означал, особенно у крупных писателей (напр., Г. де Мопассан, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.), ломки художественных принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов и в неуклонно возраставшем искусстве описаний (черты И., присущие поэзии А. А. Фета).
К началу XX в. возникло несколько стилевых разновидностей И. на общей реалистической основе. Братья Ж. и Э. Гонкур («поэты нервов», «ценители незаметных ощущений») явились родоначальниками «психологического И.», изощренную технику которого можно наблюдать в романе К. Гамсуна «Голод», ранних новеллах Т. Манна, у С. Цвейга, в лирике Р. М. Рильке, И. Ф. Анненского. «Пленэрная», трепетная живописность ощущается у братьев Гонкур, у Э. Золя в описаниях Парижа («Страница любви»), у датского писателя Е. П. Якобсена (в новелле «Могенс»). По своим эстетическим принципам и техническим приемам И. часто сближается с неоромантизмом (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад, Г. фон Гофмансталь) и символизмом (П. Верлен, С. Малларме, С. Георге, М. Метерлинк, К. Д. Бальмонт).
В дальнейшем у Гамсуна, П. Альтенберга и некоторых других писателей начала XX в. И. в меньшей или большей степени обособляется от реалистических принципов и превращается в особое видение и мироощущение (или метод), частично предвосхитившие литературу «потока сознания» (творчество М. Пруста).
Культ «впечатления» замыкал человека в самом себе; ценным и единственно реальным становилось лишь то, что мимолетно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущений. Художественный образ строился на зыбких недосказанностях и туманных намеках, приоткрывавших «завесу» над роковой игрой бессознательной стихий в жизни человека. К середине XX в. И. как самостоятельный метод исчерпал себя.
Литература:
Корецкая И. В., Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма, в кн.: Литературно-эстетич. концепции в России кон. XIX нач. XX вв., М., 1975 (в ст. приводится обширная библ.);
Андреев Л. Г., Импрессионизм, М., 1980 (библ.).Н. Р.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.